Замена ремня и генератора на Toyota Land Cruiser Prado
Автомобилисты часто сталкиваются с такой проблемой: ни с того ни с сего значок аккумулятора загорелся. Иногда этот сигнал проходит сам по себе или не даёт о себе знать долгое время. Однако не стоит недооценивать эту проблему. Её можно легко решить, ведь загвоздка чаще всего связана с щётками генератора или приводным ремнём. Их довольно легко отремонтировать, но в мастерских иногда берут не маленькие деньги за снятие генератора. Чтобы избежать лишних трат, вы можете сами вытащить генератор или сменить приводной ремень. Обсудим это на примере Toyota Land Cruiser Prado.
Замена ГРМ «Прадо»: для чего нужен ремень, как часто его менять, распространенные ошибки
Вопросы, рассмотренные в материале:
Перед тем как задаваться вопросом о замене ремня ГРМ «Прадо», необходимо понимать, что это за механизм и как его обслуживать. ГРМ, или газораспределительный механизм двигателя, служит для синхронизации вращательно-поступательных движений в моторе (т. е. одновременное проворачивание коленчатого и распределительных валов на известный угол соответствует определенному взаимному расположению поршней и клапанов). Чаще всего крутящий момент передается с помощью цепи или ремня.
4-е поколение рамных внедорожников «Тойота Лэнд Крузер Прадо 150» (он же Lexus GX) оснащается давно знакомой линейкой моторов, среди которых немалой популярностью пользуется 3-литровый турбодизель 1KD-FTV. Но слабым местом этого двигателя является ремень ГРМ, обрыв которого может стать неприятной и дорогостоящей неожиданностью, так как есть вероятность погнуть клапаны, в этом случае просто его заменой не обойтись. Поэтому своевременная замена ремня ГРМ «Прадо 150» дизель 3.0 − это залог безотказной эксплуатации вашего «Прадика» многие десятки тысяч км.
Замена ролика
Если обводной ремень можно легко проверить при характерных звуках, то в случае с подшипниками всё по-другому. Они начинают люфтить. Поэтому,перед дальней дорогой лучше их заменять. Новые ролики имеют в себе технологический люфт, и оценку придётся сделать, сравнив старый и новый.
Ролики делятся на два типа:
- С упорным ребром – в этом случае подшипник должен сесть вплотную.
- Проходной цилиндрический – без ограничителя.
Полная замена роликов – процесс трудный и длительный, потому что придётся демонтировать много навесных частей с двигателя машины. Очень часто натяжные механизмы могут прослужить довольно долго, тогда как подшипник у ролика довольно быстро приходит в негодность. Исходя из этого, понадобится дорогостоящий ремонт, который не все могут себе позволить. Поэтому нужно менять сам подшипник и не трогать ролик с натяжным механизмом. Это ощутимо сократит расходы ремонта и восстановления его работы.
Как видите, не так сложно снимать и устанавливать обводной ремень и генератор. Поделитесь в комментариях результатами.
Функции и конструкция ГРМ
Чтобы понять, для чего предназначен ГРМ, нужно знать принцип работы двигателя внутреннего сгорания.
В основе работы любого четырехтактного ДВС лежат циклические фазы: впрыска (всасывания) топливовоздушной смеси, сжатия, воспламенения, сгорания (расширения) и дальнейшего отвода отработавших газов. Именно за слаженность этих процессов и отвечает механизм газораспределения.
ГРМ состоит из коленчатого вала (иногда не одного, а нескольких), впускных/выпускных клапанов и ремня (либо цепи). Вся система позволяет наполнять определенные цилиндры топливовоздушной смесью в заданный момент цикла, а затем своевременно выводить отработанные газы в выпускной коллектор.
Клапаны открываются и закрываются под воздействием кулачков распределительного вала. Они расположены друг относительно друга таким образом, чтобы обеспечить заданные конструкторами фазы работы двигателя.
Вращение распределительному валу передается от коленвала через цепь или ремень. Неотъемлемым условием корректной работы мотора является соблюдение заданного взаимного положения (угла поворота) газораспределительного механизма относительно ЦПГ (цилиндропоршневой группы). Это называется фазами. На шкивах вышеуказанных валов нанесены метки, которые должны быть сопоставлены в заданном положении.
Как снять ремень генератора на Прадо 120
Демонтаж механизма производят согласно такому порядку:
- снять брызговики и защиту картера мотора;
- извлечь фиксирующие элементы и снять уплотнитель;
- освободить мотор от кожуха;
- ослабить хомут втулки воздушного фильтра;
- извлечь провода из воздушного фильтра;
- убрать крышку от фильтрующего механизма, отщелкнув держатели;
- снять шланг для фильтрации;
- отключить температурный датчик;
- извлечь провода из фиксаторов;
- скрутить 2 болта, чтобы демонтировать разъем воздухозаборника;
- ослабить контргайку ролика, повернуть болт против часовой стрелки и высвободить поликлиновый привод дополнительного нагревателя.
- открутить болт и гайку, снять 2 натяжных ролика;
- повернуть ключом натяжитель по часовой стрелке и снять основной приводной механизм.
Имея схему ремня генератора в Тойоте Ленд Крузер Прадо 120 под рукой, автовладелец быстрее может закончить ремонт внедорожника.
Для чего нужен ремень ГРМ и как он устроен
Из вышеописанного следует, что именно с помощью ремня ГРМ происходит синхронизация вращения коленвала и распредвала. В некоторых моделях моторов на него еще возложена функция привода вспомогательных механизмов, например помпы.
Для упрощения замены многие конструкторы современных ДВС располагают газораспределительный механизм в передней или боковой частях двигателя. У дизельного «Прадо» он находится между радиатором охлаждения и блоком мотора. На российском рынке обычно встречаются модели с открытым доступом, в то время как замена ремня ГРМ «Прадо150» в европейских вариантах потребует снятия защитного кожуха. В любом случае на «Прадо» эта операция нетрудоемкая.
Внешне ремень ГРМ представляет собой замкнутый гибкий обод определенной длины с N-ым количеством зубьев на внутренней стороне. Для каждого мотора, даже одной марки, его спецификации индивидуальны. Изначально их изготавливали из резины, внутри которой проходили нити корда из текстильного материала, в то время как сейчас их производят из специального стекловолокна на основе особых полимеров, отличающихся высокой прочностью и устойчивых к температурным перепадам.
Рекомендуем
Заявленный современными производителями ресурс ремня ГРМ «Прадо» до замены составляет не менее 150 тыс. км. Это подтверждают и работники СТО. Такой ресурс изделие выхаживает без проблем, хотя это и составляет пробег в 2 раза меньший срока службы цепи. Однако на практике часто встречается, что водители забывают об интервале замены либо ремень обрывается раньше времени ввиду его низкого качества или в результате воздействия других негативных факторов.
Симптомы, которые показывают, что нужно заменить ремень ГРМ
Резиновое полотно газораспределительного механизма обеспечивает синхронизированную работу распредвала, коленвала, клапанов и поршней. Автодеталь не подвержена коррозии, но со временем она изнашивается и может стать причиной сложной поломки.
Надежность ремня ГРМ в Тойоте Прадо 120 определяют таким образом:
- Визуально проверяют степень провисания. Для этого снимают защитный кожух, прокручивают коленвал и обследуют полотно по всей длине.
- Просматривают на наличие дефектов. Надрывы, трещины, отслоения и углубления обязательно станут большой проблемой при сильной нагрузке на двигатель.
- Следы масла или антифриза на поверхности снижают функциональность газораспределительного механизма.
- Сравнивают пробег автомобиля и срок эксплуатации детали согласно техпаспорту.
Владелец Тойоты Прадо может также определить повреждение механизма ГРМ по таким косвенным причинам, как:
- мотор без причины глохнет;
- выхлопной газ почернел;
- раздаются посторонние звуки и ощущается нехарактерная вибрация из-под капота;
- машина заводится с трудом, рывками и потерей мощности;
Причины и последствия обрыва ремня ГРМ «Прадо»
Как было сказано, обрыв ремня ГРМ на «Прадо» случается, и нередко. Главными факторами, вызывающими данную аварийную ситуацию, являются следующие:
Как рассказывают опытные работники СТО, наиболее распространено разрушение привода газораспределительного механизма «Прадо» ввиду его естественного старения. Часто российские автолюбители проезжают свыше рекомендуемого срока замены до 50 тыс. км. Пока ремень не лопается банально из-за старости. В этом случае требуется его замена, и вина исключительно самого водителя «Прадо» из-за халатности.
Когда требуется замена ремня генератора
Прежде, чем устанавливать новый ремень генератора, стоит убедиться, что механизм неисправен. Первый признак ослабленного ремня – характерный свист в моторе при нагрузке на электрику (фары, кондиционер) на холостых оборотах.
Степень износа можно визуально определить по таким признакам:
- отслоение волокон;
- трещины;
- поврежденные элементы ребер.
Рукой проверяют положение детали относительно канавы в нижней части шкива.
При отсутствии явных разрывов, трещин и масла на поверхности, пробуют натяжение большим пальцем руки. Если при усилии в 10 кг полотно прогибается больше, чем на 5 мм, то необходимо натянуть ремень генератора на Прадо 120.
Замена ремня ГРМ на «Прадо 150» дизель 3 литра
Мотор Land Cruiser «Прадо 150» (дизель/бензин) инженеры Toyota снабдили шестеренно-ременным механизмом ГРМ с балансирными валами. Распредвал вращается с помощью ремня, приводимого в движение шкивом коленвала. Плюсом данной схемы «Прадо» является меньшая шумность механизма ГРМ, простота и невысокая стоимость замены.
В инструкции по техническому обслуживанию сказано, что для «Тойоты Прадо 150» дизель замена ремня ГРМ предусмотрена в интервале 120–150 тыс. км. О необходимости выполнения данной операции также напоминает и индикация на панели приборов (высвечивается соответствующая иконка).
Причины выполнить замену ремня ГРМ на «Прадо» раньше срока:
Внимание! Хотя в сервисной книжке указан больший интервал замены, рекомендуется замену на «Прадо» производить на 100 000 км пробега и ставить только оригинальные запчасти.
На СТО вам предложат заменить все в комплексе: сам приводной ремень ГРМ, ролики, гидронатяжитель и фиксирующий болт. Как вариант, можно приобрести данные запчасти и выполнить замену самостоятельно.
Рекомендуем
Замена ремня ГРМ на «Прадо» вполне под силу автолюбителю, владеющему отверткой и ключами. Снять старую деталь и поставить новую займет не более часа-полутора и не потребует высокой квалификации.
Установка ременного привода ГРМ («Прадо»):
Момент замены ремня ГРМ «Прадо» можно отметить в памяти одометра бортового компьютера.
Внимание! Индикация о необходимости замены ремня ГРМ «Прадо» не обнуляется автоматически, ее надо обнулять вручную.
По истечении нескольких секунд произойдет фиксация установленного значения, операция подтверждена.
Установка ремня генератора
С изношенной деталью на аккумулятор автомобиля не будет поступать достаточное энергии для надежной работы мотора. Несвоевременная замена приводит к поломке АКМ.
Для установки ремня генератора в Тойоте Прадо 120 могут понадобиться такие детали:
- натяжитель;
- ременной элемент передачи;
- опорный ролик;
- шкив генератора;
- заглушка шкива;
- разводной ключ.
Натягивать новый передаточный элемент следует в таком порядке:
Затянув болт натяжителя, завершают установку. Проверяют степень прогиба, проворачивая двигатель на 2 оборота.
Фатальные ошибки при замене ремня ГРМ
Множество автолюбителей предпочитает дорогим сервисам самостоятельное обслуживание своего авто. Так они не только экономят средства, но и получают удовольствие от самого процесса ремонта. Многие из них не только могут сделать такие простые операции, как замена масла, но пытаются выполнять более серьезные работы (например, связанные с ГРМ). Разберемся, как не допустить банальных ошибок.
Грубейшая ошибка неопытных мастеров – неверно совмещенные метки на шкиве коленвала и распредвала. Не многие из доморощенных авторемонтников знают, как они должны быть взаимно расположены. Часто из-за грязи в подкапотном пространстве эти метки просто не видны. Ценой невнимательности могут стать погнутые клапаны. Если допущена ошибка в совмещении меток, то даже смещение положения ремня на пару зубьев приведет к неисправностям в работе мотора, или он просто не заведется.
Неправильное натяжение ремня – это вторая по распространенности ошибка. Зачастую он оказывается перетянутым и впоследствии, испытывая чрезмерные нагрузки, обрывается. Слабое натяжение не менее опасно. В этом случае на высоких оборотах он может соскочить или перескочить по зубьям. Элементарная проверка – попробуйте провернуть пальцами длинную свободную часть ремня на 90° относительно своей оси. Прилагаемое при этом усилие не должно быть чрезмерным.
Снятие генератора машины Toyota Land Cruiser Prado
Последовательность шагов такова:
- Убираем колесо справа и аккумулятор.
Всё, процесс снятия окончен.
Для установки генератора нужно делать все вышеописанные этапы, только наоборот. После окончания сборки убираем инструменты.
СОВЕТ! Для того чтобы избежать всяких неполадок в работе автомобиля, делайте регулярные профилактические осмотры машины.
Регламент ТО
Проходите ТО у нас, для постоянных клиентов бонусы, скидки и приятные подарки.
Предлагаем к ознакомлению регламент технического обслуживания Тойота Прадо.Производите замену и/или проверку автомобиля по регламенту и надежная работа автомобиля вам гарантирована.
LAND CRUISER PRADO 120
Комплекты ТО на Toyota Prado | |||||||||||
№ | Список работ | 10 т. км | 20 т. км | 30 т. км | 40 т. км | 50 т. км | 60 т. км | 70 т. км | 80 т. км | 90 т. км | 100 т. км |
1 | Приводные ремни — проверка, регулировка | п | п | п | п | п | |||||
2 | Моторное масло, масляный фильтр двигателя | з | з | з | з | з | з | з | з | з | з |
3 | Охлаждающая жидкость двигателя, гидроусилителя руля, омывателей стекол и фар — проверка уровня | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
4 | Узлы и агрегаты автомобиля — проверка на предмет утечек и внешних повреждений | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
5 | Радиатор — проверка чистоты, проверка соединений шлангов и их правильного расположения, наличия коррозии и т.п. | п | п | п | |||||||
6 | Системы выпуска отработавших газов — проверка на герметичность | п | п | п | п | п | |||||
7 | Свечи зажигания | Замена каждые 100 000 км | |||||||||
8 | Аккумуляторная батарея — проверка заряда, уровня и плотности электролита, состояния клемм | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
9 | Топливный фильтр | з | |||||||||
10 | Воздушный фильтр | п | з | п | з | п | |||||
11 | Крышка топливного бака, топливопроводов — проверка | п | п | п | |||||||
12 | Адсорбер паров топлива — проверка | п | п | ||||||||
13 | Тормозная система — проверка педали тормоза, состояния тормозных колодок, дисков, суппортов, хода рычага стояночного тормоза, отсутствия утечек, состояния трубопроводов, шлангов, соединений, цилиндров, очистка и смазка тормозных механизмов | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
14 | Стояночный тормоз — проверка | п | п | п | п | п | |||||
15 | Тормозная жидкость — проверка, замена | п | п | п | з | п | п | п | з | п | п |
16 | Проверка, замена жидкости сцепления для моделей с МКПП | п | п | п | з | п | п | п | з | п | п |
17 | Рулевое управление — проверка люфтов, состояния пыльников, лёгкости вращения рулевого колеса | п | п | п | п | п | |||||
18 | Приводные валы и пыльники приводных валов — проверка | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
19 | Шарниры подвесок, пыльники шарниров, люфты ступичных подшипников — проверка | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
20 | Рычаг переключения передач для моделей с 6-ти ступенчатой МКПП | п | п | п | |||||||
21 | Масло в коробке передач — проверка для моделей с МКПП | п | п | ||||||||
22 | Проверка жидкости для вариатора Multidrive S | п | п | ||||||||
23 | Шины — проверка состояния и давления | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
24 | Наружные и внутренние световые приборы, звуковые сигналы, стеклоочистители и омыватели — проверка | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
25 | Внутрисалонный фильтр | з | з | з | з | з | з | з | з | з | з |
26 | Системы кондиционирования — проверка работы и уровня хладагента | п | п | п | п | п |
Рекомендуемый интервал периодического технического обслуживания Вашего автомобиля Toyota Land Cruiser Prado 120 —
каждые 10 000 км пробега или 1 раз в 12 месяцев, в зависимости от того, что наступит ранее.
2.3. Замена ремня привода генератора
Детали привода генератора (автомобиль без кондиционера)
1 – болт крепления шкива коленчатого вала; 2 – шкив с гасителем крутильных колебаний; 3 – болт крепления натяжного устройства; 4 – натяжное устройство; 5 – кронштейн генератора; | 6, 8 – болты крепления кронштейна; 7 – кронштейн нижнего воздуховода; 9 – генератор; 10 – болт крепления генератора; 11 – ремень привода генератора |
Детали привода генератора (автомобиль с кондиционером)
1 – болт крепления шкива коленчатого вала; 2 – шкив с гасителем крутильных колебаний; 3 – болт крепления генератора; 4 – генератор; 5 – натяжное устройство; 6 – кронштейн генератора; 7 – болт крепления натяжного устройства; | 8, 10 – болты крепления кронштейна; 9 – кронштейн нижнего воздуховода; 11 – болт крепления компрессора; 12 – компрессор кондиционера; 13 – установочные втулки компрессора; 14 – ремень привода генера |
1, 4 – хомуты; 2 – шланг обратного слива топлива; 3 – шланг подачи топлива; 5 – шланг подвода охлаждающей жидкости; 6 – верхний воздуховод наддува; 7 – расширительный бачок; 8 – шланг |
Грязезащитный щиток двигателя
Нижний воздуховод наддува
1 – воздуховод; 2 – шланг; 3 – болт; 4 – хомут |
Если ремень снимают не для замены, то перед снятием, пометьте направление его вращения, так как при изменении направления вращения ремень будет быстро изнашиваться.
Источник