Лучший из худших: много ли проблем у мотора 1.4 TSI (CAXA)?
Настала пора рассказать о легендарном двигателе – 1.4 TSI. Это один из первых и самых распространенных даунсайзинговых моторов. Поначалу он радовал всех, собирал призы и лестные отзывы. А потом благодаря ему хозяева машин лишались немалых сумм на капремонт, да и сами автомобили быстро падали в цене. И после всего этого как-то так произошло, что именно машины с 1,4-литровым турбомотором стали рекомендовать к покупке. Видимо, ничего лучше не было…
Итак, в 2005 году на автомобилях концерна VAG появились 1,4-литровые турбомоторы мощностью до 180 л.с. Среди них были не только версии с одним турбокомпрессором, но и с комбинированным наддувом, где турбине помогал приводной нагнетатель Eaton. Причем первыми появились именно двухнаддувные моторы 1.4 TSI, а версия турбокомпрессором дебютировала в 2007 году.
Сегодня мы расскажем о 122-сильном двигателе 1.4 TSI с обозначением CAXA. Его устанавливали на все модели платформы Golf 5 и 6-го поколения, т.е. Jetta, Scirocco, Eos, Tiguan. Соответственно на Skoda Octavia, Skoda Yeti, на автомобили Seat Leon, Altea, Toledo. Этот мотор бодро тягает VW Passat 6- и 7-го поколений и Skoda Superb. Этот 1,4-литровый мотор достался Audi A1 и A3. Концерн VAG применял его до апреля 2015 года.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя 1.4 TSI (CAXA).
Что из себя представляет этот двигатель? Это представитель семейства EA111. У него чугунный блок цилиндров, 16-клапанная ГБЦ с гидрокомпенсаторами, цепной привод ГРМ. Интеркулер имеет жидкостное охлаждение и встроен прямо во впускной коллектор. Впрыск топлива непосредственный. На впускном распредвале установлен фазовращатель. Масляный насос без изменения производительности. Эти цепные моторы заменили на новые 1.4 TSI с ременным приводом ГРМ.
Надёжность двигателя VAG 1.4 TSI (CAXA)
Надёжен ли 1,4-литровый турбомотор? Сейчас будем разбираться. Отметим, что в этом обзоре мы будем рассказывать о слабых местах версии с мононаддувом. Т.е., если вас интересует двигатель 1.4 TSI с цепным приводом ГРМ мощностью 122 л.с. (это самый распространенный вариант) – всё важное собрано в этом обзоре.
Турбина
На 122-сильный двигатель 1.4 TSI установлен турбокомпрессор Mitsubishi TD025М2. Он поучаствовал в сервисной акции, направленной на устранение заедания оси перепускной заслонки. Т.е. заслонка обычно заклинивала в открытом положении, из-за чего двигатель, естественно, переставал тянуть из-за заметного недодува. Иногда заслонка оставалась закрытой, после чего ЭБУ жаловался на передув.
Проверить подвижность заслонки можно ручным вакуумным насосом: нужно подключить его к актуатору заслонки. По подвижности штока можно сделать выводы о том, заклинивает ли заслонка. Ну а если турбокомпрессор снят, то нужно просто вручную «похлопать» заслонкой.
Вся проблема в том, что втулка оси изнашивается, возникает люфт, который потом приводит к заклиниванию заслонки.
Для решения проблемы производитель предлагал всю чугунную часть турбины (03C 198 722), т.к. именно в нее запрессована втулка оси заслонки.
На сервисах предлагают перепрессовку изношенной втулки. Такой ремонт гораздо дешевле замены горячей части турбокомпрессора. Ну а народные умельцы колхозят ограничитель, которые не позволяет штоку открыть заслону на максимум, т.к. обычно именно в этом положении она и заклинивает.
Сам шток турбины управляется вакуумным клапаном N75. На холодной части установлен перепускной клапан N249, который пропускает по кругу излишне наддутый воздух. Как правило, с ними никаких неполадок не случается.
Картридж этого турбокомпрессора охлаждается антифризом. Иногда наблюдается утечка антифриза из-под трубок. При испарении антифриза на горячей «улитке» ощущается неприятный запах в салоне, остаются следы выкипания возле трубок. Для устранения течи нужно заменить два уплотнительных колечка (WHT 003 366).
В целом турбокомпрессор двигателя 1.4 TSI очень надёжный. Бывают случаи, когда во впускной коллектор из-под крыльчатки компрессора выдавливается масло. Это может происходить из-за того, что засорена трубка, по которой масло должно стекать из картриджа. Во некоторых случаях это связано с тем, что засорён лабиринтный маслоотделитель. Он находится внутри на передней крышке двигателя. Ну а на запущенных двигателях турбокомпрессор начинает «сопливить» и выдавливать масло во впуск из-за забитого катализатора или воздушного фильтра.
Впускной коллектор
Жидкостный радиатор, установленный во впускном коллекторе, иногда трескается, после чего антифриз поступает в цилиндры. Как правило, утечка небольшая и поначалу о ней водитель узнаёт по снижающемуся уровню охлаждающей жидкости. А в ходе осмотра никаких утечек не будет обнаружено.
Поэтому нужно сразу снять впускной коллектор – течь будет обнаружена именно там. Если затянуть с решением вопроса, утечка станет более интенсивной. Жидкость может скопиться во впуске и в определенной ситуации может попасть в цилиндры, что приведёт к гидроудару.
Для решения проблемы нужно менять радиатор-интеркулер во впускном коллекторе.
ТНВД
Двигатель 1.4 TSI оснащён непосредственным впрыском. Вся топливная система никаких вопросов не вызывает. Но известны случаи, когда на пробегах под 300 000 км (иногда и гораздо раньше) появляется износ штока ТНВД, что приводит к протеканию топлива из-под сальника, уплотняющего шток.
Разумеется, топливо стекает в ГБЦ и примешивается к маслу. Одним из симптомов, указывающих на попадание топлива в масла, является ошибка по переобогащению топливной смеси. Т.е. во время работы двигателя топливо испаряется из горячего масла. Пары бензина через систему ВКГ попадают во впуск и таким образом обогащают смесь. Это хорошо известная неисправность этого двигателя. Для ее устранения просто замените ТНВД и перед запуском мотора обязательно активирует процедуру развоздушивания топливной системы.
Кроме того, известны редкие случаи отламывания штока ТНВД. При этом, естественно, топливо тоже попадает в масло. А также не достигается нужное давление топлива: двигатель долго запускается, плохо тянет, возникают ошибки по топливной системе.
Форсунки
Форсунки непосредственного впрыска мотора 1.4 TSI служат очень хорошо, но нагар от некачественного топлива и сомнительных присадок в нём приводит к образованию нагара возле сопла. Нарушение в распылении топлива приводит к появлению подрагиваний в работе двигателя на холостом ходу и под нагрузкой, также появляются пропуски зажигания, к которым может привести нагар на впускных клапанах. В ряде случаев форсунки можно отмыть специальным средством, а вообще надёжнее менять их.
Маслоотделитель
У двигателя 1.4 TSI очень удачная система вентиляции картера. Здесь нет мембранного клапана. Вместо него есть дросселирующие, т.е. контролирующие отсос газов, клапаны, собранные в трубке (03C103175G). Она находится на клапанной крышке. На моторах с большими пробегами стоит осматривать каналы от передней крышки двигателя через трубку с клапана ко впускному коллектору. Подсосы воздуха через трещинки в них могут приводить к пропускам зажигания.
Бывает, что клапан ВКГ при износе или загрязнении издает тарахтение.
Маслоотделитель прилично работает. Спрятан он в совершенно неожиданном месте – под крышкой привода ГРМ.
Цепь ГРМ
Двигатели 1.4 TSI печально известны износом цепи ГРМ: она еле выхаживала гарантийный срок службы, в целом не жила более 80 000 км. Проблема проявилась к 2008-2009 году на всех рынках. Концерн VAG толком не признал проблему, не организовал большой отзывной кампании и винил во всем поставщика цепей. На гарантийных моторах проблему решали, соответственно, по гарантии. Ну а если из-за перескока цепи погибал негарантийный мотор, то производитель компенсировал какую-то часть расходов по ремонту.
Также этот двигатель запросто может устроить встречу поршней и клапанов из-за неудачной конструкции гидронатяжителя цепи. Натяжитель тут не имеет стопора, поэтому легко вдавливается и обеспечивает провисание цепи. Парковка машины на передаче под уклоном назад или попытки завести машину на буксире приводят к вдавливанию натяжителя и перескоку цепи.
На выживших ранних моторах 1.4 TSI при появлении шелеста цепи и ошибок по несоответствию сигналов с датчиков распредвала и коленвала приходилось менять весь привод ГРМ на модернизированный. Обновленный комплект появился в мае 2012 года.
В приводе ГРМ никаких меток нет, для правильного выставления валов используются специальные фиксаторы. А поменять и обновить привод ГРМ можно за одну рабочую смену.
Разные комплекты привода ГРМ
В модернизированный комплект привода ГРМ входит буквально всё: от самой цепи до фазовращателя. Во многих случаях замена производилась по гарантии. А вообще оригинальный комплект стоит порядка $550. Есть неоригинальные предложения, но в них не входит звезда впускного распредвала, то есть фазовращатель.
В приводе ГРМ производитель обновил все шестерни. В последнем варианте на моторах 1.4 TSI с мононаддувом звезда коленвала должна иметь 19 зубьев (было 18), а ряд для привода масляного насоса всегда имеет 18 зубьев. Соответственно к новой звезде коленвала идёт новая цепь и новые звезды распредвалов.
Конструкция гидронатяжителя принципиально не изменилась: стопора противохода в нём нет, а вдавливанию противостоит внутренняя пружина.
Дополнительно на двигателях с обозначением CAX* нужно поменять втулочную цепь привода масляного насоса на новую зубчатую. Это еще $150. Моторы с номерами от CAX_011200 до CAX_102045 сошли с конвейера со втулочной цепью масляного насоса. Её нужно менять.
С двигателями с обозначением CAX* из ранних партий нередко бывает так, что до снятия передней крышки двигателя 1.4 TSI непонятно, что там установлено в приводе ГРМ.
Если весь комплект ГРМ был заменен, то можно долго эксплуатировать двигатель, ни о чём не беспокоясь. А растяжение цепи можно оценить в диагностическом ПО по параметру адаптации распредвала. Если положение распредвала меньше нуля и выходит за пределы -2°, то пора менять цепь, ее натяжитель и направляющие. Уже при -1,5° цепь будет шелестеть пару секунд после запуска мотора. Обновлённая цепь способна пройти порядка 200 000 км.
Собственно, на обновлённых и допиленных моторах 1.4 TSI с одной турбиной цепь ГРМ считается единственным слабым местом. Всё остальное, при условии нормального обслуживания, будет безотказно ходить и после 200 000 км.
Фазовращатель
Фазовращатель мотора 1.4 TSI тоже не сразу получился удачным: он рано выходил из строя, о чём говорило звонкое тарахтение мотора после запуска. Поэтому при замене цепи ГРМ следует проверить ревизию фазовращателя. Нормальный фазовращатель имеет каталожный номер (03C 109 088 E) с буквой «Е» в конце.
ГБЦ
Головка блока цилиндров двигателей 1.4 TSI в целом проблем не создаёт, однако при больших пробегах возникает и при эксплуатации на некачественном топливе и масле возникает необходимость снять ГБЦ для очистки от нагара впускных клапанов и даже для их притирки. Также иногда приходится менять направляющие клапанов.
В очистке клапанов неплохо помогают специальные химические средства, которые нужно наносить на клапаны через впускные каналы в ГБЦ.
Масложор
Двигатель 1.4 TSI никогда не страдал масложором, хотя многие экземпляры нуждаются в небольшой доливке масла между заменами. Замена поршневой группы необходима лишь в исключительных случаях на «залюбленных» моторах.
Ресурс поршневой группы
Известны случаи разрушения поршней на двигателях 1.4 TSI. Такая неприятность происходит из-за детонации, вызванной некачественным топливом, но чаще нагаром на впускных клапанах. Прошивка ЭБУ последней версии, а также превентивная чистка впускных каналов и клапанов помогают предотвратить возникновение детонации.
Проблемы с распылением топлива форсунками заканчиваются прогоранием поршней. Но таких случаев немного.
Мы перечислили немало слабых мест двигателя 1.4 TSI, но на самом деле этот мотор с мононаддувом в самой распространенной версии CAXA действительно очень надёжен. Немало двигателей прошли более 500 000 км. За это время придётся раскошелиться на 1-2 замены цепи ГРМ. А в целом на хорошем масле и топливе понадобится только менять расходники.
Выбрать и купить двигатель для Volkswagen, Audi, Skoda, Seat вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.
Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Volkswagen, автомобилей Seat, автомобилей Skoda или автомобилей Audi заказать с них автозапчасти.
Источник